17 мая 2021 года в Приангарье прошла VIII Областная информационная акция единого действия «Защитим детей вместе», приуроченная к Международному дню детского телефона доверия, который ежегодно отмечается в Российской Федерации в этот день.
Организатором акции традиционно выступила Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева. Акция проводилась с целью активизации работы муниципальных библиотек Иркутской области, работающих с детским населением, по информированию детей и подростков, их родителей, опекунов, усыновителей о возможности получения психологической помощи по телефону, для привлечения внимания и популяризации детского телефона доверия как службы круглосуточной экстренной консультативно-психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной, опасной жизненной ситуации.
Всего в акции приняли участие 190 библиотек из 29 муниципальных образований Иркутской области: Аларского, Балаганского, Братского, Боханского, Жигаловского, Заларинского, Иркутского, Казачинско-Ленского, Качугского, Куйтунского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Нукутского, Осинского, Слюдянского, Тайшетского, Тулунского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Черемховского, Шелеховского районов и городов Ангарска, Братска, Саянска, Свирска, Тулуна, Усолья-Сибирского, Черемхово.
В ходе акции библиотеки провели 217 очных мероприятий, которые посетили 4 075 человек, и 16 онлайн-мероприятий, собравших на данный момент почти две с половиной тысяч просмотров.
Участники акции провели разные интересные мероприятия. В их числе просветительские и информационные – по популяризации детского телефона доверия 8-800-2000-122, на который можно обращаться бесплатно, круглосуточно, анонимно, а также мероприятия о защите прав детей и подростков, оказавшихся в трудной, опасной жизненной ситуации. Организовывали широкую рекламную кампанию в средствах массовой информации, развернули книжно-журнальные выстави для пользователей библиотек. Проводились беседы, информационные часы, сюжетно-ролевые игры, конкурсы детских рисунков и поделок «Детский телефон доверия», игровые площадки «Островок доверия», тренинги «Шаги к телефонному диалогу», анкетирование «Что я знаю про телефон доверия», информационные смс-рассылки «Расскажи другу о телефоне доверия». Состоялись консультации для родителей «Под защитой семьи», выпускались памятки и буклеты «Детство без жестокости и насилия», «Как защитить своего ребёнка». На сайтах библиотек и в группах в социальных сетях размещались интернет-баннеры с номером детского телефона доверия, в библиотеках оформлялись информационные стенды «Дети без обид и унижений» для информирования детей о действующих службах, в том числе психологической помощи для детей и подростков.
Так, в ходе акции на младшем абонементе Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара г. Ангарска было проведено мероприятие инфопомогайка «Самый добрый телефон». Дети узнали историю появления психологической службы: кто был первым человеком, решившим оказывать помощь людям по телефону, кто и как работает в этой службе в наши дни. Дети отвечали на вопросы ведущей о том, что может вызвать чувство обиды, огорчения, разочарования и кто может прийти на помощь. Присутствовавшие на мероприятии участвовали в ситуационной игре «Помоги!», конкурсах «Угадай картинку», «Советы Смешариков», «Добрая ромашка». Все дети получили буклеты с информацией о телефоне доверия.
В библиотеке № 6 г. Ангарска прошла акция «Телефон доверия». На встрече ребята узнали историю создания телефона доверия. В ходе доверительной беседы библиотекарь рассказала детям о трудных жизненных ситуациях, которые могут возникнуть в их жизни, и о том, чем в этом случае может помочь телефон доверия. Дети просмотрели видеоролик, снятый юным волонтером библиотеки о телефона доверия, ребят впечатлило интервью с российскими звездами – певицей Нюшей и актером Павлом Прилучным. Встреча завершилась раздачей флаеров с информацией о телефоне доверия.
В детскую библиотеку № 7 г. Ангарска на информационный час «Твой друг – телефон доверия» пришли учащиеся старших классов школы № 30. Ребятам рассказали о том, когда впервые появился телефон доверия, для чего он нужен, и о том, что сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Вскоре вслед телефонами доверия для взрослых стали организовывать телефоны доверия для детей. Библиотекари обсудили с ребятами, по каким вопросам можно обращаться на телефон доверия и попытались закрепить полученную информацию с помощью игры «Позвони». Участникам игры предлагалось представить проблемную ситуацию и позвонить на телефон доверия. В заключение ребята пришли к выводу, что в трудной, безвыходной ситуации детский телефон доверия им поможет, их выслушают, подскажут, дадут добрый совет. Все присутствующие получили закладки с номером телефона доверия.
Ключи-Булакская сельская библиотека Братского района провела информационный час «Когда важно быть услышанным» в Ключи-Булакской СОШ для учащихся 5-го класса. Школьники узнали об истории появления детского телефона доверия, о том, кто отвечает на звонки, какими качествами должны обладать психологи-консультанты, с какими проблемами чаще всего обращаются дети и подростки. В процессе беседы ребята отвечали на вопросы: кому ты больше всего доверяешь, что волнует тебя, к кому бы ты обратился, если тебе плохо. Обсудили цветовую гамму эмблемы детского телефона доверия: из чего она состоит и что обозначает. Посмотрели видеоролик, специально подготовленный службой детского телефона доверия для детей и подростков. Кроме того, дети осуществили реальный звонок по громкой связи на Всероссийский детский телефон доверия и побеседовали со специалистом. В завершение мероприятия все дети получили памятки с номерами телефонов и краткой информацией о телефоне доверия.
В Центральной детской библиотеке им. Ю. С. Самсонова г. Иркутска на практическое занятие «Дети говорят телефону доверия – ДА!» собрались школьники и руководитель службы социально-реабилитационного центра экстренной психологической помощи по телефону для несовершеннолетних Елена Николаевна Черентаева, которая рассказала о работе единого общероссийского номера детского телефона доверия, приводя примеры из собственной практики. Для четкого понимания слова «доверие» с ребятами была разыграна ситуация, в которой подросток реально звонит по телефону доверия с определенной проблемой. В данной игре можно было на себе прочувствовать всю ответственность и волнение участника, и профессионализм, готовность к взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией работника социальной службы. Чтобы узнать, как работает обратная связь, с подростками провели еще одну ролевую игру. В игре – два развернутых спинками стула, два оппонента – якобы ребенок и якобы психолог, находящихся на разных концах телефонного провода, пытаются совместно решить какую-то проблему ребенка. Казалось бы, что может быть проще, но при возникновении такой ситуации подросток понимает, как сложно оказаться на месте психолога и как не просто рассказать о проблеме, с которой обратился. Важная информация легко воспринималась детьми, была профессионально обыграна и закреплена раздачей тематических буклетов.
В библиотеке № 17 г. Иркутска прошёл информационный час «Если сложно – позвони!», на котором младшие школьники и подростки просмотрели видеоролик, о том, как важно при возникновении затруднительных ситуаций, которые невозможно решить самостоятельно, знать, куда можно обратиться для решения проблемы. После просмотра видеоролика у ребят появились некоторые вопросы, на которые они все вместе нашли ответы. Затем школьники изготовили закладку для книги, содержащую сведения о телефоне доверия.
В библиотеке № 20 им. Е. А. Евтушенко г. Иркутска для детей младшего школьного возраста было проведено занятие-фантазия «Телефон доверия – путешествие в страну прав и обязанностей». На выставке были представлены сказки: П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», Ш. Перро «Золушка», К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и «Муха-Цокотуха». Ребята активно рассказывали о правонарушениях в этих сказках и находили статьи в Конституции РФ, где описывались правонарушения сказочных героев. Библиотекарь познакомила детей с историей появления международного движения детского телефона доверия и его предназначением. В завершение мероприятия после просмотра видеоролика «Конвенция прав ребенка» и «Детские страхи – все о телефоне доверия» была проведена рефлексия, где школьники коллективно оформляли образ большой елки с использованием нетрадиционной технологии.
Библиотека семейного чтения Нижнеилимского района провела информационный час «Здесь вам помогут» о телефоне доверия для учащихся среднего школьного возраста школы № 2. В ходе беседы выяснилось, что более половины учащихся не знали, что такое телефон доверия (это 5 классы), а те, кто слышал об этой службе, не знали, по каким вопросам можно обращаться. Собравшиеся обсудили различные ситуации, запомнили единые номера службы по России и Иркутской области.
Беседа «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации» прошла для младших школьников в Худоеланской детской библиотеке Нижнеудинского района. Началось мероприятие с ответов ребят на вопрос библиотекаря: «Как вы понимаете слово «доверие»?» Из беседы ребята узнали о телефоне доверия, историю создания этой службы, кто работает в этой службе и для чего необходим телефон доверия. Выбирали и зачитывали карточки с надписями о положительных результатах обращения в службу доверия. Дети поиграли в игру «Эмпатия», где с помощью мимики показывали различное эмоциональное состояние человека. В игре «Прогноз» рисовали на бумаге небольшой рисунок, изображающий слова: дружба, ссора, грусть, счастье. А остальные ребята должны были предположить (сделать прогноз), что там может быть изображено. В ролевой игре «Позвони» ребята выбирали предложенные ситуации и звонили на телефон доверия. В конце мероприятия все вместе повторили номер телефона доверия и посмотрели ролик «Звони – помощь рядом».
Сотрудники библиотеки с. Замзор Нижнеудинского района провели для младших школьников информационный час «Телефон доверия». Все ребята без исключения уже были осведомлены о работе телефона доверия. В ходе беседы участники об истории телефона доверия, составляли список проблем, с которыми можно туда обратиться. Во время обсуждения возникли споры, как довериться незнакомому человеку по ту сторону телефона. В итоге все сошлись на том, что работа телефона доверия очень важна, там работают профессионалы и обязательно помогут детям добрым словом и мудрым советом.
Центральная детская библиотека г. Саянска организовала и провела квест-игру «Будь на связи!» Прежде чем начать выполнять задания квест-игры, с подростками провели беседу о детском телефоне доверия. Рассказывая об этой необходимой службе, библиотекарь акцентировала внимание на ключевых принципах детского телефона доверия: круглосуточно, анонимно, конфиденциально, бесплатно. Очень важным было, чтобы дети правильно поняли, с какими вопросами они могут обращаться на телефон доверия и что говорить специалисты нужно только правду. Увлекательная игра началась с вручения командам маршрутного листа, где были обозначены задания для прохождения квеста. Для выполнения задания «Звоните нам, когда в вашей жизни…» участникам следовало правильно собрать из цифр единый общероссийский телефона доверия 8-800-2000-122, а чтобы угадать «Принципы работы детского телефона доверия», дети должны были расшифровать ребус. Для того чтобы отгадать загадки, участникам пришлось постараться прочитать её, так как все загадки были записаны задом наперед. Узнать, какие возникают у ребят ассоциации при фразе «телефон доверия», помог филворд. Для выполнения задания «Мифы и факты» ребята должны были правильно распознать, что относится к мифам, а что к фактам. Для прохождения задания «История создания телефона доверия» участники отвечали на вопросы, когда и где появился первый телефон доверия, кем и как он был организован. Все задания были непростыми. Каждый участник получил заслуженный сертификат и памятку с номером единого общероссийского телефона доверия, на который можно бесплатно дозвониться с мобильных и стационарных телефонов.
Центральная детская библиотека г. Усолье-Сибирское для учащихся 6-х классов коррекционной школы № 1 провела час общения «Одиннадцать цифр доверия», подготовила видеопрезентацию по истории этой службы, из которой ребята узнали, кто был родоначальником экстренной психологической службы, в какой стране и когда появился первый детский телефон доверия, разобрали и запомнили логотип детского телефона доверия. Просмотрев несколько актуальных роликов о проблемах современных подростков, участники часа общения предлагали свои пути разрешения создавшихся ситуаций. Дети активно включались в беседу, приводили примеры из своей жизни, когда не знали, как поступить и к кому обратиться. В конце мероприятия каждый внес номер Общероссийского детского телефона доверия и номер Общественной детской приемной г. Усолье-Сибирское в свой телефон, а также все дети получили полезные информационные визитки психологической службы доверия.
В Межпоселенческой центральной библиотеке Усть-Илимского района прошла минута общения «Ты не один». Приглашённый специалист ОГБУСО «Центра социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района» рассказал учащимся 7-х классов о возникновении телефона доверия, о том для чего он нужен и по какому принципу работает, какую помощь можно получить от консультантов телефона. Мероприятие сопровождалось просмотром презентации.
В библиотеке с. Парфеново Черемховского района прошел урок доверия «Минута телефона доверия», в ходе которого библиотекарь продемонстрировала видеопрезентацию «Да!» телефону доверия», рассказала юным читателям о том, что детские телефоны доверия были открыты в рамках всероссийского проекта для того, чтобы помогать детям и подросткам преодолевать проблемные ситуации. Юные читатели, размышляя, отвечали на вопросы: «Какие ситуации вызывают нервозность у детей?», «Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?» и т.д. К мероприятию были изданы информационные листовки с QR-кодом, для того, чтобы можно было перейти на единый сайт телефона доверия и получить ответы на часто задаваемые вопросы.
Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева выражает благодарность всем библиотекам за участие в акции и приглашает к дальнейшему плодотворному сотрудничеству!
Другие материалы библиотеки
Специалист службы детского телефона доверия рассказала читателям о его работе
VIII Областная информационная акция единого действия «Защитим детей вместе»