16–17 мая 2022 года в муниципальных библиотеках Иркутской области, работающих с детьми, прошла IX Областная информационная акция «Защитим детей вместе», приуроченная к Международному дню детского телефона доверия, который ежегодно отмечается в Российской Федерации 17 мая и призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и оказания консультативно-психологической и правовой помощи. Детский телефон доверия работает для того, чтобы дети, их родители, да и просто люди, неравнодушные к беде живущего рядом ребенка, могли вовремя получить помощь профессионального психолога.
Организатором областной информационной акции «Защитим детей вместе» традиционно выступила Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева. В помощь организации и проведению акции было предложено использовать материалы сайта Детского телефона доверия, а также воспользоваться Методическими рекомендациями по проведению акции «Защитим детей вместе», размещенными на сайте ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева (iodb.ru).
Акция проводилась с целью активизации работы муниципальных библиотек Иркутской области, работающих с детским населением, по информированию детей и подростков, их родителей, опекунов, усыновителей о возможности получения психологической помощи по телефону, привлечь внимание и популяризировать Детский телефон доверия как службу круглосуточной экстренной консультативно-психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной, опасной жизненной ситуации.
Всего в акции приняли участие 212 библиотек, работающих с детьми, из 29 муниципальных образований Приангарья. Было проведено 251 мероприятие. В них приняли участие 5 689 человек. Это дети и подростки до 14 лет, их родители, опекуны, педагоги.
Библиотеки – участники акции провели разные интересные мероприятия. В их числе просветительские и информационные – по популяризации детского телефона доверия 8-800-2000-122, на который можно обращаться бесплатно, круглосуточно, анонимно, а также мероприятия о защите прав детей и подростков, оказавшихся в трудной, опасной жизненной ситуации.
Библиотеки организовали широкую рекламную кампанию акции в средствах массовой информации и социальных сетях библиотек. На сайтах библиотек и в группах в соцсетях размещались интернет-баннеры с номером детского телефона доверия. Выпускались тематические памятки, буклеты, закладки.
В стенах библиотек были развернуты книжно-журнальные выставки, оформлялись информационные стенды для пользователей, в частности для информирования детей о действующих службах и возможности получения психологической помощи детям и подросткам. Проводились беседы, информационные часы с рассказом о принципах работы детского телефона доверия, сюжетно-ролевые игры и тренинги, детям раздавались буклеты и закладки с номером детского телефона доверия. Состоялись консультации для родителей. Прошли тематические конкурсы детских рисунков и поделок, анкетирование на знание информации о работе детского телефона доверия.
В библиотеке № 6 г. Ангарска ведущая рассказала четвероклассникам о том, для чего предназначен, как работает телефон доверия и почему к нему обращаются за помощью в трудных жизненных ситуациях. Затем библиотекарь провела дискуссию на тему «Чем может помочь друг?» и обсудила с ребятами навыки помогающей поддержки.
Информационная акция «Если тебе сложно – позвони!» была проведена специалистами детской библиотеки № 10 г. Ангарска. Состоялась беседа с ребятами о том, что безвыходных ситуаций нет, и они всегда могут обсудить какую-либо жизненную ситуацию со своими родными, кроме того существуют кризисные центры, правоохранительные органы, социальные службы, а также дети могут круглосуточно обратиться за получением консультативно-психологической помощи по специальному номеру телефона 8-800-2000-122. В библиотеке была оформлена выставка, на которой представлена специализированная информация и номер телефона доверия. Каждому посетителю была вручена закладка с информацией о детском телефоне доверия. Юные волонтеры-читатели раздали листовки, разработанные библиотекарем.
В Кумарейской сельской СОШ Балаганского района для учащихся прошёл тематический урок «Твой телефон доверия». Библиотекарь объяснила, что телефон доверия открыт для каждого, что он дает человеку возможность получить поддержку, быть понятым и принятым. Специалист по социальной работе провела с ребятами психологические тесты и игры – «Свечка», «Рука в руке». Мероприятие продолжилось просмотром фрагмента мультфильма «Доверие» и раздачей буклетов.
Библиотекари Каменской сельской библиотеки Боханского района рассказали ученикам седьмого класса о деятельности служб телефонов доверия по оказанию экстренной психологической и консультационной помощи детям по телефону, провели анкетирование «Телефон доверия». В опросе принимали участие 14 пользователей. Результаты опроса показали, что дети понимают: у всех людей иногда бывают сложности или неприятности. Практически все опрашиваемые не готовы обсуждать свои проблемы с друзьями и близкими, но готовы поделиться ими с профессиональным психологом. После анкетирования библиотекарь рассказала о работе детского телефона доверия и о том, как можно обратиться к специалистам. В конце урока школьникам были вручены памятки с номером единого общероссийского телефона доверия.
Библиотека семейного чтения № 1 им. Г. Михасенко г. Братска создала видеоролик «Чем может помочь детский телефон доверия?». В нем библиотекарь рассказывает о том, что такое детский телефон доверия и кто и как им может воспользоваться. Видеоролик был размещен в группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте».
В Центральной детской библиотеке им. Ю. С. Самсонова г. Иркутска состоялась встреча детей со специалистом иркутской службы детского телефона доверия, психологом социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних О. Ю. Дроздовой на тему: «Что ты знаешь о детском телефоне доверия?» Важная информация легко воспринималась детьми, была профессионально обыграна и закреплена раздачей тематических буклетов. Оксана Юрьевна рассказала о работе единого общероссийского номера детского телефона доверия, приводя примеры из собственной практики. Чтобы узнать, как работает обратная связь, с подростками провели сюжетно-ролевую игру: два развернутых спинками стула, два собеседника, находящихся на разных концах виртуального телефонного провода, пытаются решить какую-либо жизненную проблему. Играя, подросток понимает, как сложно оказаться на месте психолога и как порой непросто рассказать о ней и точно сформулировать.
В детской библиотеке № 31 «Алые паруса» г. Иркутска на уроке-тренинге «Время доверять!» ребята получили информацию о принципах работы телефона доверия и при каких ситуациях он может помочь, а также о ложных установках и заблуждениях, которые препятствуют использованию телефона доверия. Затем организаторы постарались воссоздать с помощью игры ситуацию из центра приёма звонков. Одни ребята «звонили» и задавали свои вопросы, например: «Родители не хотят покупать мне новый телефон, потому что я плохо учусь. Как мне быть?», а другие, «специалисты», давали свои советы, а затем ситуации разбирали вместе со всеми присутствующими. Занимались арт-терапией, изображая свои ассоциации слов в рисунках, затем все вместе отгадывали, где, к примеру, нарисована «грусть», «дружба». Каждый ученик получил памятку с номером телефона доверия.
В детской модельной библиотеке г. Саянска состоялся квест «Твоя жизнь. Твоя история. Твой телефон доверия». На встречу были приглашены ученики средних классов МОУ СОШ № 4 им. Д. Перова, чтобы узнать, для чего предназначен и как работает телефон доверия. Подростки узнали, что у них есть возможность анонимно и в любое время обратиться за помощью к профессиональному психологу по бесплатному номеру 8-800-2000-122, рассказать о своих проблемах и получить поддержку в трудной ситуации. Школьникам предстояло пройти квест, путешествуя по станциям, на которых нужно выполнить определенные задания. На станции «Письмо с историей» ребята узнали об истории возникновения телефона доверия и успешно ответили на вопросы об основателе телефона доверия англичанине Чаде Вара. На станции «Твой телефон доверия» команды выполнили творческое задание – изобразили символ телефона доверия. Работы получились оригинальными и креативными. На станции «Загадки наоборот» предстояло отгадать загадки, но перед этим постараться их прочитать, так как они написаны задом наперед. На станции «Принципы работы телефона доверия» дети поразмышляли над словами, которые спрятаны в ребусах. Самым легким оказалось задание на знание номера телефона на станции «Звоните нам, когда в вашей жизни…». Все команды успешно прошли это испытание. Завершением мероприятия стало подведение итогов и вручение памяток с номером телефона доверия. Подростки узнали много новой и важной информации, которая поможет им получить помощь в нужный момент.
В ходе акции в библиотеке п. Мурино Слюдянского района прошёл информационный час под названием «Знай – ты не один». В непринуждённой беседе библиотекарь рассказала историю появления психологической службы, кто и как работает в этой сфере. Разобрали предложенные ситуации, в которых телефон доверия может играть важную роль для разрешения проблем. Один из участников встречи нарисовал логотип акции, предложив разместить его у местного таксофона. Для полного закрепления информации дети позвонили на номер детского телефона доверия. После разговора со специалистом службы дети убедились в том, что принцип работы телефона доверия – это анонимность и конфиденциальность, звонить можно круглосуточно и бесплатно.
В библиотеке-филиале № 6 г. Усолье-Сибирское прошел час информации «Ваш друг – телефон доверия». Участникам – учащимся младших классов МБОУ «СОШ № 5» рассказали о телефоне доверия как о виде психологической помощи. Очень познавательно прошла дискуссия на тему: «Чем может помочь друг?» В продолжение мероприятия библиотекари разработали с детьми список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на телефон доверия. В игре «Эмоции» ребята рисовали рисунки к словам «дружба», «ссора», «грусть», «счастье». В завершение часа информации ребята самостоятельно пришли к выводу, что телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. Все получили визитки с номером общероссийского телефона доверия и телефона доверия по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району.
В городской детской библиотеке им. В. Д. Давыдовой г. Бодайбо состоялся урок-рассуждение с элементами деловой игры «Твой друг – телефон доверия» для учащихся младших классов. С помощью игры школьники вместе с библиотекарем проанализировали ситуации, с которыми дети зачастую не могут справиться в одиночку. Во время беседы ребята отвечали на актуальные вопросы: если бы у тебя был выбор, то с кем бы ты хотел обсудить свой вопрос: по телефону доверия со специалистом-психологом или со старшеклассником? В какой ситуации ты, скорее всего, воспользовался бы возможностью позвонить на телефон доверия? Школьники рассуждали, что телефоны доверия нужны не только взрослым, но и детям, и подросткам.
В Калтукской сельской библиотеке Братского района провели акцию «Ты не один» по распространению буклетов о телефоне доверия совместно с социальным работником администрации поселения. Состоялись посещения семей с детьми, состоящими на учете как семьи в социально опасном положении, были розданы информационные буклеты, проведены индивидуальные беседы с детьми и подростками.
С учащимися Тэминской СОШ Братского района сотрудник библиотеки совместно с социальным работником провел беседу на тему: «Скажи телефону доверия «ДА!», посвященное Международному дню детского телефона доверия. Библиотекарь с соцработником рассказали юным читателям о том, что детские телефоны доверия были открыты в рамках всероссийского проекта для того, чтобы помогать детям и подросткам преодолевать проблемные ситуации.
В библиотеке д. Бутырки Иркутского района была организована книжно-иллюстративная выставка «Телефон доверия – он нам нужен!», проведено анкетирование «Чем может помочь друг?», распространены «Визитки-памятки». На мероприятие был привлечен социальный педагог МОУ СОШ д. Бутырки.
Библиотека «Интеллект-центр» г. Черемхово провела в соцсети «ВКонтакте» прямой эфир с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Черемхово Е. В. Комаровой на тему: «Защитим детей вместе». Приглашенными зрителями выступили воспитанники из ОКГУСО «Центр помощи детям г. Черемхово».
В библиотеке с. Парфеново Черемховского района состоялся информационный час «Одиннадцать цифр доверия». Для детей начальных классов средней школы прошел информационный час с целью информирования доступности услуги экстренной психологической помощи по телефону. В ходе мероприятия библиотекарь рассказала ребятам об истории возникновения телефона доверия, о круге проблем, с которым можно туда обращаться. Для закрепления информации был проведен мозговой штурм «Трудные ситуации в жизни подростков, или с какими вопросами можно обратиться на телефон доверия?» Также ребята узнали о специфике работы детского телефона доверия: режиме конфиденциальности и анонимности. В завершение мероприятия ребята получили информационные листы «Детский телефон доверия».
Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева выражает благодарность всем библиотекам за участие в акции и приглашает к дальнейшему плодотворному сотрудничеству!
Другие материалы библиотеки
Дочковедение. Сыноведение. Виртуальная книжная выставка для родителей