Организаторами II Всероссийской научно-практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения» выступили представители Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения Томского государственного педагогического университета и Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. В конференции приняло участие около 200 выступающих и слушателей из Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Якутска, Курска, Белгородской и Иркутской областей.
В научных докладах, представленных на пленарном заседании, были обозначены основные векторы развития современной детской литературы и ее роль в образовании детей. Так, Екатерина Андреевна Асонова, зав. лабораторией социокультурных образовательных практик, кандидат педагогических наук (МГПУ), специалист в области детского и подросткового чтения, представила доклад «Современная литература для детей и подростков и информальное образование». Основным фокусом в выступлении спикера стало осмысление роли современной детской литературы в формировании личности ребенка и подростка. По мнению выступающей, чтение становится инструментом информального (свободного) образования человека, это обучение дома, в повседневной жизни, самообразование посредством чтения, просмотра фильмов и другой повседневной деятельности без образовательной цели. Ребенок или подросток самостоятельно выбирает книги, формирует на основании списка свое представление о мире. Современное чтение, отметила спикер, перестает быть приватным, читатель может получать оценочную информацию на форумах, в читательских клубах, что в целом влияет на формирование индивидуальности ребенка и его знаньевого кругозора.
Анастасия Николаевна Губайдулина, литературовед, поэт, член Союза российских писателей, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века Томского государственного университета, старший научный сотрудник Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, посвятила свой доклад типологии современного формата детских книг «Silent Books» или «тихие книги». Это вид книг с доминированием иконического языка, который становится инструментом выражения важных культурных и социальных смыслов и ценностей. Основными видами «тихих книг», по мнению исследователя, являются сюжетные книги, книги-путешествия, виммельбухи, книги с трансформацией образа, книги с интригой, «производственные книги», книги для рисования, книги-оммажи. В докладе были рассмотрены особенности каждого вида книг и причины популярности их у современного читателя.
Елена Сергеевна Корвацкая, член Всероссийской Ассоциации искусствоведов, кандидат искусствоведения, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, описала авторские книги художников-иллюстраторов в современном книжном искусстве. В докладе была представлена история создания таких книг, которая началась в авангардном искусстве начала ХХ века. Особую популярность книги художников, когда они выступают авторами, приобрели в ХХI веке.
Также на пленарном заседании были заслушаны доклады, посвященные филологическому анализу отдельной или нескольких книг. Доклад Елены Александровны Полевой, кандидата филологических наук, директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» Томского государственного педагогического университета «Образ родителя-«жертвы» в современной прозе о детях» был посвящен анализу прозы 1970-х и 2010-х годов о родительско-детских отношениях, в которых родитель оказывается в роли жертвы. Нина Владимировна Барковская, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, говорила о современной юмористической школьной повести на примере книги Аси Петровой «Кто что скажет – все равно». Ирина Николаевна Арзамасцева, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Московского педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук анализировала повесть Э. Веркина «Звездолет с перебитым крылом».
Также работали секции конференции «Проблематика и поэтика литературы для детей и подростков» и «Детско-юношеское чтение и методика преподавания литературы», которые логично продолжили намеченные на пленарном заседании литературоведческий и методический векторы исследования детской литературы.
На двухдневном семинаре «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, ВУЗов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков» в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», модератором которого выступила гл. библиотекарь ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева Е. Ю. Ходина, присутствующие обсудили варианты возможного сотрудничества организаций в ходе реализации различных проектных инициатив.
Так, зав. Детской библиотекой им. А.С. Пушкина г. Новополоцк Татьяна Валерьевна Воронец рассказала о литературном медиапроекте «Белорусская чытанка». Историко-архивный аспект работы библиотеки осветила Софья Владимировна Перекрестова, библиотекарь из Санкт-Петербурга, проанализировавшая дореволюционные детские «копеечные книжки» «Библиотечки Ступина». Впервые в научном семинаре участвовали коллеги-методисты из Белгородской области (МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность», г. Старый Оскол). Юлия Геннадьевна Устинова, Оксана Тимофеевна Черкасских, Жанна Викторовна Плохотникова, Наталья Валерьевна Лобанова рассказали о практических инструментах, которые используются для формирования читательской культуры подрастающего поколения.
Ярким, событийным и полезным был доклад ученого секретаря Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина Ирины Владимировны Никиенко об этических основах, социально-моделирующем потенциале и творческих аспектах литературной игры для младших школьников «На асфальте города…» (по одноименному рассказу томского фантаста Виктора Колупаева). Литературное краеведение нашло отражение и в докладе заведующей Центром детского чтения Библиотеки семейного чтения № 1 им. Г. Михасенко МБУК «ЦБС г. Братска» Евгении Геннадьевны Кушнерчук об опыте сохранения и продвижения литературного наследия советского детского писателя Геннадия Михасенко. Был заслушан и доклад об аналогичном опыте сохранения культурного наследия земляка, этнографа и фольклориста Г.С. Виноградова заведующей Центральной детской библиотекой, заместителя директора по работе с детьми МКУК «МЦБ им Г. С. Виноградова» Тулунского района Иркутской области Ольги Николаевны Дугиной.
Новаторские тенденции в работе библиотек были освещены в ряде сообщений. Ирина Прокопьевна Мухтургина, главный библиограф ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина», выступила с докладом о нарративных практиках чтения в творческих литературных мастерских для подростков. Валерия Борисовна Тухватуллина, библиограф муниципальной библиотеки «Дом семьи», МАУ «Муниципальная информационная библиотечная система» г. Томска, – с обоснованием включения комиксов, графических романов и 3D-книг в книжный фонд. Антонина Алексеевна Коваленко, заведующая отделом библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности ОГАУК «Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, – с обзором тактильных рукодельных книг для детей с особыми образовательными потребностями. Елена Юрьевна Ходина, главный библиотекарь ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева», – с анализом методического опыта проектного сотрудничества библиотек, НКО и учреждений культуры Иркутской области в рамках реализации областного сетевого социально-ориентированного проекта «Библиотека для власти, общества, личности» на 2019–2024 гг.», подпроекта «Каникулы с библиотекой».
О сложностях и значении современной работы с детьми в библиотеке рассказали Григорий Алексеевич Кондратенко и Дарья Федоровна Романенко, специалисты МАУ «МИБС» модельная библиотека «Компьютерный мир» (г. Томск). Также был заслушан доклад Лии Алейзовны Захаровой, заведующей абонементом Городской детской библиотеки им. В.Д. Давыдовой МКУК «ЦБС г. Бодайбо и района» Иркутской области, посвященный работе библиотеки с младшими школьниками.
Семинар отразил современное состояние библиотечной работы с детьми и подростками, где есть место как традиционным библиотечным формам, так и новаторским подходам, отвечающим вызовам времени.