Что читать младенцу
Младенчество (период от рождения до 1 года) – подходящая пора для знакомства ребенка с книгами. Самое главное – научить малыша слышать и слушать. В первые месяцы жизни грудничкам лучше всего читать короткие потешки, прибаутки, петь колыбельные песни. Они завораживают волшебными звуковыми сочетаниями, ласковым ритмом. Чтение потешек и прибауток необходимо включать в любой процесс взаимодействия с ребенком – в игре, во время купания и укладывания спать.
Особое внимание родителям следует обратить на период 4 – 6 месяцев (гуление), когда степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться. Чтение младенцу в этот период будет полезным не только для развития речи, но и мышления, слухового восприятия, памяти. Подберите для ребенка книжки с изображением животных. Показывая их младенцу, имитируйте звуки, которые эти животные издают, называйте их части тела. Иллюстрации должны быть цветными, крупными, без лишних деталей и на однотонном фоне, а самое главное – схожи с реальными, так как у младенца должно формироваться правильное представление об окружающем мире.
6 -7 месяцев – период подражания, когда ребенок копирует действия взрослых и способен чему-либо научиться. В этот период ребенок уже может сидеть у родителей на коленях, поэтому в занятия с ним можно включать чтение таких потешек, как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам…». Они позволяют наглядно воспроизвести сюжет, и ребенок сам может изобразить действия персонажей. Сначала малыш повторяет движения за взрослыми, а потом учится выполнять их самостоятельно.
Книги для крох могут быть совсем без текста, либо содержать короткие стихи – «Игрушки» А. Барто, «Детки в клетке» С. Маршака, «Котята» С. Михалкова. Если малыш не проявляет интереса к книге, поменяйте ее, предложите ему другую. Важно не переутомить ребенка. Устав, он вряд ли захочет еще раз вернуться к книге.
Что читать ребёнку раннего возраста
Ранний возраст (1-3 года) – возраст активного слушания, поэтому ребенок с интересом будет слушать то, что ему читают родители. В первую очередь это должны быть легкие детские стихи, например: «Игрушки» А. Барто, «Детки в клетке» и «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Котята» С. Михалкова, произведения русского фольклора (потешки, песенки, прибаутки). Эти несложные тексты, погружающие в стихию родной речи, излучают добрую энергетику. Необходимым дополнением к стихам должны быть сказки, такие, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». А к трем годам сказочный репертуар меняется на «Гуси-лебеди», «Лису и Волка», «Лисичку со скалочкой», «Заюшкину избушку» и др.
В 2 – 2,5 года ускоряется процесс разучивания новых слов, ребенок использует речь как средство общения, он то и дело задает вопросы: «Что это? Кто это? Содержание книг для ребенка должно расширять его кругозор, давать представление об окружающем мире. Для прочтения можно посоветовать книги Е. Чарушина «Про белочек, зайчат веселых медвежат», В. Сутеева «Кот- рыболов», К. Чуковского «Муха- Цокотуха», С. Маршака «Усатый- полосатый», В. Биаики «Лис и мышонок», В. Чаплиной «У нас дома кошка», В. Берестова «Про машину». Знакомьте ребенка с азбукой цифрами. Для развития памяти играйте с малышом в игру «Подскажи словечко». Сначала вы читаете ему короткие, хорошо знакомые стихи. Затем попробуйте не договаривать последнее слово, его должен назвать сам ребенок («Уронили мишку… (ребенок: на пол)» и т.д.).
Ранний возраст – один из периодов становления личности, когда ребенок учится самостоятельности, доброте, общительности. Книги о трудолюбии, дружбе и взаимопомощи, о добре и зле могут сыграть важную воспитательную функцию, например: стихотворение А. Кузнецовой «Кто умеет», сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Палочка-выручалочка», «Грибок-теремок», книжка из серии «Первые шаги» «Мишка с утра до вечера», стихотворение Э. Мошковской «Приказ».
Что читать ребёнку дошкольного возраста
Дошкольный возраст (3 – 6-7 лет) – возраст «почемучек». Дети то и дело спрашивают: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Поощряйте у ребенка этот интерес к получению самых разнообразных жизненных знаний, читайте ему книги обо всем, что его окружает: о природе, животных, детях, транспорте. Можно порекомендовать такие книги, как «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?» В. Бианки, «Рисунок» С. Михалкова, «Великан», «Старый шкаф» М. Лукашиной, «Окно» А. Ахундовой, «Главные машины» С. Еремеева и др.
Ребенок будет просить вас перечитывать одни и те же книжки несколько раз в день. Наберитесь терпения, для ребенка повторное чтение – это важный ритуал, дающий ему ощущение надежности и устойчивости окружающего мира.
В дошкольном возрасте формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, общительность, доброта. Книги в этот период могут сыграть и воспитательную роль. Прочитайте с ребенком: «Не мешайте мне трудиться» – цикл стихов Е. Благининой, «Девочка-ревушка» А. Барто, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Неумейка» Я. Акима, «Косточка», «Старик и яблони» Л. Толстого, «Мастер» Т. Боковой и др.
Во время чтения объясняйте ребенку непонятные для него слова.
После прочтения книг задавайте ребенку наводящие вопросы, побуждайте его к рассуждениям вслух, попросите ребенка пересказать прочитанный текст с опорой на иллюстрацию – все это способствует развитию внимания и словесно-логического мышления.
В 4,5 – 5 лет от тонких книжек и небольших произведений можно перейти к книгам объемным, которые вы будете читать с ребенком несколько дней или недель (чтение с продолжением). Выбирайте занимательные, остросюжетные книги, которые не наскучат ребенку. При чтении, если это необходимо, вставляйте свои устные комментарии и дополнения к тексту. Можно порекомендовать книги: «Домовенок Кузька» Т. Александровой, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «38 попугаев» Г. Остера и др. Каждый новый этап чтения начинайте с воспоминания о том, что было прочитано раньше. Это хорошее упражнение для тренировки памяти и умения составлять связный рассказ. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся сюжету или проиграть этот сюжет по ролям.
Что читать ребёнку в младшем школьном возрасте
В период его обучения в младших классах (7–10 лет) требуется много труда и терпения. Поступление ребенка в школу – это для него большой стресс. Ни один период обучения не связан так тесно с состоянием здоровья, как этот возраст. Родители должны дать понять ребенку, что чтение книг, как совместное, так и самостоятельное, – это возможность отдыха. Читайте вместе с ребенком по ролям. Замечательно подходят для ролевого чтения рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, пропитанные юмором и добротой.
Знакомьте детей с произведениями серьезными, но в то же время интересными по содержанию, такими, как «Голубая цапля» Ц. Вейт Джемисон, «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернета, «В деревне» И. А. Бунина, «Мальчики» А. Чехова, «Заячьи лапы» К. Паустовского, цикл рассказов «Леля и Минька» М. Зощенко и др.
Книги, а вернее книжные иллюстрации могут стать помощниками и в развитии внимания. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку из книги, а затем спросите его: «Что было нарисовано в правом (левом) верхнем (нижнем) углу листа? А в середине?»
В младшем школьном возрасте совершенствуются такие личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Прочитав с ребенком книги Ю. Сотника «Как я стал самостоятельным», Л. Воронковой «Грушевое яблочко», В.Осеевой «Сыновья» вы сможете поспособствовать развитию этих качеств.
Многие дети в младшем школьном возрасте проявляют интерес к комиксам и ужастикам. Помните, что все, что читает ваш ребенок, ненавязчиво входит в его сознание. Не забывайте тонко и деликатно руководить чтением ребенка. Но не командуйте им, не подавляйте его свободу и самостоятельность, а лучше вызывайте интерес к хорошим книгам, почитайте ребенку сами, помогите понять прочитанное. Чаще приводите ребенка в библиотеку, где сотрудники помогут вам в выборе нужной книги.
Что читать ребёнку в подростковом возрасте
Подростковый возраст (11–15 лет) – время бурного и во многом противоречивого развития, переход от детства к взрослости. Жан-Жак Руссо назвал этот возраст «вторым рождением», когда происходит формирование новых жизненных взглядов, переоценка себя и окружающих.
Меняется и отношение подростка к чтению и выбору книг. Основной упор он делает на учебу. Увеличивается необходимость в изучении энциклопедий, словарей, справочников.
Ввиду высокой учебной нагрузки чтение художественной литературы подростками подчас ограничивается лишь тем, что задают на уроках литературы. Чтобы у ребенка совсем не исчез интерес к классической литературе, важен совет и помощь родителей в выборе произведений для чтения. Хорошим методом является совместное обсуждение прочитанной книги.
В 11-15 лет активно развивается логическая память, а развитие механической памяти замедляется. Так как в школе много информации, которую нужно запоминать механически, подростки часто жалуются на плохую память. В связи с этим у них появляется интерес к способам ее улучшения. Книги «Узнай свои способности» Г. Курбанова, «Как развить хорошую память» И. Матюгина и др., «Школа памяти» С. Гарибяна подскажут ребятам нужные упражнения для тренировки памяти и внимания.
В 11–13 лет с началом полового созревания меняется состояние всего организма и нервной системы подростка. Организм быстро утомляется. В поведении ребят отмечается повышенная нервозность, несдержанность или равнодушие ко всему, что их окружает. Подросток под воздействием гормональных изменений сам не в состоянии объяснить причину своего поведения. Книги «Практическая психология для подростков» Ди Снайдера, «Парень, что надо» Т. Яковлевой, «Девочке-подростку» И. Винтовкиной дают грамотное объяснение происходящих возрастных изменений
У подростков возникает интерес к противоположному полу, желание нравиться. Практические советы по уходу за своей внешностью (прической, лицом, одеждой) можно найти в книгах «Советы старшего друга» П. Матвеева, «Современная энциклопедия для мальчиков» (сост. Н. Белова), «Юная красавица» С. Зацепиной, «Советы старшей подруги» М. Колывановой, а также в журналах «Мне 15», «Маруся», «Ромео и Джульетта».
В 13-15 лет юноши и девушки все чаще проявляют интерес к литературе, освещающей вопросы любви и взаимоотношений между полами. Для чтения им можно посоветовать такие книги, как «О мальчиках и девочках» В. Кобелецкой и др., «Настольная энциклопедия для девочек» (сост. Н. Белов), «Советы старшего друга» П. Матвеева, «Стремясь к любви неуловимой» Ф. Махова.
В подростковом возрасте отношения с товарищами находятся в центре личностного развития ребенка. Поэтому и их читательские предпочтения строятся порой на основании мнений сверстников. Зачастую ребята рекомендуют друг другу то, что называется фривольной литературой. Помните: в доверительной беседе с подростком вы сможете повлиять на формирование у него хорошего вкуса в отношении выбора книг и объяснить, что не все издания стоит читать. Отнеситесь с уважением к внутреннему миру подростка, а иначе он будет искать ответы в среде более «просвещенных» сверстников.