В читальном зале Межпоселенческой центральной библиотеки Усть-Илимского района выездной мастер-класс «Письмо ровеснику в 1945 год» провел известный иркутский журналист, писатель, исследователь Михаил Иннокентьевич Денискин. Мастер-класс состоялся в рамках проекта областной детской библиотеки им. Марка Сергеева «Живая детская библиотека. Прочитаем книгу о войне», который посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 и Году литературы и проходит в рамках губернаторского проекта «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области». Около сорока школьников седьмых и восьмых классов Железнодорожнинской школы №1 встретились с писателем.
М. И. Денискин – лауреат премии губернатора Иркутской области за книгу «По следам пропавшего «Бостона»». Автор продолжения этой книги «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны» и других историко-краеведческих книг, посвященных теме истории авиации в Восточной Сибири и ее вкладу в Победу в Великой Отечественной войне. Он также автор документальных фильмов «Летящие», «Секретное задание», «Иркутские тайны АЛСИБа».
Писатель рассказал ребятам о становлении молодежного движения поисковиков в Иркутской области, разыскивающих следы военных самолетов, пропавших в годы Великой Отечественной войны на «трассе мужества: Аляска – Сибирь». Эта трасса была частью пути, по которому перегоняли американские самолеты (США поставляли в СССР) через весь Советский Союз на фронт. В этой перегонке участвовали сибирские летчики. Не все самолеты были доставлены в пункт назначения. Вместе с самолетами погибали и экипажи. Книга «По следам пропавшего «Бостона»» посвящена бомбардировщику «Бостону», потерпевшему катастрофу в тайге в 28 километрах от Киренска. Затаив дыхание, ребята рассматривали детали самолета, найденные на месте его гибели, которые М. И. Денискин привез показать читателям: патроны, болты со следами ржавчины, кусочек стекла кабины самолета.
Писатель показал снятый с его участием фильм о самолетах «Летящие», рассказал ребятам об их сверстниках, которые в годы войны работали на Иркутском авиазаводе, помогали строить аэродромы. Ребята с большим вниманием слушали о трудной жизни подростков времен Отечественной войны – голодных, замерзающих, работающих по 12 часов в день почти без выходных, от усталости засыпающих возле станков. Многие потеряли отцов и, сами еще дети, они становились кормильцами в своих семьях. М. И. Денискин показал ребятам норму хлеба, выдаваемую работающим на день.
Писатель представил ребятам на большом экране фотографии восьми подростков, работавших в 1945 году на авиазаводе. Эти снимки – из личных учетных карточек, которые хранятся в архиве Иркутского авиазавода. М. И. Денискин использовал их в своей книге «Иркутск крылатый». Он предложил ребятам написать письмо «в прошлое» одному из этих ребят. Все вместе решили написать письмо Павлу Вьюшкову, ученику заточника лет 13–14, с очень серьезным лицом на фотографии, строгими и грустными глазами и плотно сжатыми губами.
Писатель дал ребятам рекомендации: попробовать написать письмо в виде диалога, представить, о чем мог бы спросить их Павел, подумать, какие они вопросы задали бы ему, рассказать, как они теперь живут, о чем мечтают, кем хотят быть, и что значит для нас Победа.
Рассуждая о том, насколько было трудно выживать в годы войны ровесникам, автор одного из таких писем Вика Маслова написала: «Как бы хотелось, чтобы вы жили так же, как мы – в мирное время – учились в школе, ходили в кино, играли в футбол … Хочу поблагодарить всех людей, которые подарили нам счастливую жизнь и мирное небо над головой!».
Восьмиклассница Настя Ложкина написала: «Я даже не могу представить, как я в таком возрасте могла бы работать на заводах и фабриках наравне со взрослыми, жить в страхе… Знай, Победа будет наша! Спасибо вам! Я счастлива, что живу под мирным небом!».