4 сентября в Иркутской областной детской библиотеке им. Марка Сергеева прошла встреча «Байкальская история Российского флота» из цикла литературно-исторического лектория библиотеки «Родной край: известный и неизвестный». Гость библиотеки – старший научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Константин Иванович Пашков – рассказывал пятиклассникам 72-й иркутской школы об истории судоходства на Байкале и легендарных байкальских ледоколах «Байкал» и «Ангара».
Освоение Байкала в области судоходства началось в XVII веке. В 1643 году отряд землепроходцев во главе с пятидесятником Курбатом Ивановым вышел на берег озера в районе острова Ольхон, и с 1660 года положено начало судоходства по Байкалу с экономическими и политическими целями.
Ребята узнали, что судоходство на Байкале особенное, и история его развития на озере очень интересна. Плаванье по Байкалу всегда было очень опасно. Морские суда использовать было невозможно. Высокая и вместе с тем короткая байкальская волна (в отличие от морской), непредсказуемые и резко меняющиеся ветра диктовали свои условия развития судоходства. Так, первыми судами, которыми пользовались казаки, стали дощаники (до 20 метров длиной) и шитики (конструкция которых позволяла быстро убрать парус во время шторма и спрятаться в бухте).
В 1754 году для «содержания казённых транспортов» было учреждено адмиралтейство, а 2 июня 1763 года вышел указ сената о немедленной постройке казённых судов.
Более века спустя в конце XIX столетия в связи со строительством Транссибирской магистрали и её участка по берегу Байкала – Кругобайкальской железной дороги – появилась надобность непрерывно перевозить грузы и пассажиров.
Так в 1895 году появился первый паром-ледокол «Байкал», по заказу изготовленный в Англии и собранный из доставленных частей в селе Лиственичном на Байкале. 17 июня 1899 года ледокол длиной 89 м и шириной 17,5 м торжественно спустили на воду. «Байкал» достаточно свободно шёл во льду толщиной до 70 см. Следом точно так же был доставлен и собран ледокол «Ангара» длиной 61 м и шириной 10,7 м. Уже в августе 1900 года он приступил к работе.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангара» вместе с «Байкалом» ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. В течение трёх зимних месяцев переправа через озеро Байкал осуществлялась по льду на лошадях.
Ледокол «Ангара» – один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. В 2019 году 7 августа ему исполнилось 119 лет. Сейчас, являясь отделом Областного краеведческого музея, отреставрированный ледокол находится у пирса в микрорайоне Солнечный города Иркутска.
Воодушевленные интереснейшей беседой, ребята выразили желание посетить музей-ледокол «Ангара». Также читатели ознакомились с развёрнутой в читальном зале книжной выставкой «По волнам славного Байкала».
***
Дорогие друзья!
Присоединяйтесь к группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/readiodb
Информационный краеведческий ресурс библиотеки – «Писатели Приангарья – детям»: detstvo.irkutsk.ru
Читателям – о замечательном земляке Владимире Платоновиче Сукачёве