10 февраля в фойе Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева открылась необычная выставка «Пряничные сюжеты». Необычна выставка тем, что аромат от неё разносится по всей библиотеке, а экспонаты съедобны.
В наших витринах представлены козули и тетёрки – пряники с изображенными на них сюжетами разных сказок и портретами писателей и ажурное печенье, свитое из тонких жгутов теста. Все это изготовлено мастерами пряничного искусства Натальей Малыгиной и Ириной Мартыновой, которые являются членами Союза мастеров «Оникс», объединяющего мастеров прикладного народного искусства Иркутской области.
Козули – это украшенные разноцветной глазурью пряники, выпекаемые из теста в виде фигурок птиц и животных: лошадок, оленей коровок и бычков, тюленей и козликов. Родиной козуль считается Архангельск. По одной из версий традиционная выпечка поморов (народы, проживающие на побережье Белого моря) получила такое название, потому что на местном наречии «козуля» означает «змейка», «завиток». По другой версии, потому что пряники чаще всего пекли в форме козы, которая с давних времен считалась символом благополучия и богатства в доме.
Даже приготовленные в пределах одной области козули отличались друг от друга. Как бы там ни было, северные козули – это не просто национальное лакомство, которое поморы готовили по особым, только им известным рецептам, но и традиционное ритуальное блюдо. Их приготовление – настоящий обряд, в котором изначально был заложен глубокий философский смысл.
Когда-то козули-пряники пекли раз в году: в дни святок и рождественских праздников. Рождественские козули должны приносить удачу, богатство и благополучие. Вся семья накануне праздников принимала участие в приготовлении козуль. Мужчины месили тесто, женщины вырезали из теста птиц, животных, домики, ёлочки, ангелочков и пекли. Не оставались без дела и дети: они помогали в раскрашивании пряников. В Рождество родственники, соседи, друзья, колядующие дети получали в качестве угощения козули.
Ещё одно лакомство, представленное на выставке – тетёрки (тетёры, вьюхи или кокурки). Это обрядовое печенье, которое выпекали в городах северной части России: Архангельске, Каргополе, Мезене и других в день весеннего равноденствия. Этот день отмечал скорый прилёт птиц. И нужно было главную птицу закликать из тёплых стран. Та птица прилетала, расправляла крылья, отогревала всё живое, давала новому жизнь. А птица та – Солнце… На Каргаполье есть древняя легенда о солнечной птице – глухом тетереве. Отсюда и «тетёрки» пошли.
Каргопольские тетёрки можно сравнивать с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «петушки». Ещё в 19 веке с помощью такого печенья закликали весну.
Тетёрки хоть и носят птичье название, но выглядят совсем иначе – это ажурное печенье, свитое из тонких жгутов теста в интересные узоры. Основной мотив узоров в тетёрках – это солнце: круги, спирали, лучи. Бывают узоры в виде лесенок в небо, волн, цветов, птиц, решеток и абстрактных линий. Традиционно тетёрки готовят из плотного ржаного теста. Печенье долго хранится и не портится. Можно одаривать ими всех друзей и знакомых, а можно съесть за чаепитием 22 марта – в день весеннего равноденствия. Это печенье постное, Великий пост не нарушит.