В Иркутской областной детской библиотеке им. Марка Сергеева 19 февраля 2023 года прошёл семейный выходной, который объединил несколько мероприятий, интересных для детей разного возраста и их родителей.
Самые юные читатели пришли на занятие по сказкотерапии «Приглашение в сказку» с элементами театрализации, которое провела психолог библиотеки. Это мысленное путешествие по стране сказок ребята совершили вместе со сказочницей Марфой, где угадывали персонажей при помощи музыкальных отрывков, слушали морские истории ракушки, загадывали желание сосновой шишечке из волшебного леса. В сказочный Город Доброты, куда все «попали» далее, дети и родители по очереди рассказывали, какие добрые поступки они совершали в своей жизни. Вместе с Марфой поиграли в игру «Волшебное слово», поделились сказочными «теплышками» – атрибутами Города Доброты, «поколдовали» при помощи цветных карандашей.
На игровом занятии для развития творческих способностей и коммуникативных навыков «Зарядка для ума» родители и дети познакомились с развивающими и обучающими методиками, техниками, которые помогут организовать семейный досуг, укрепить эмоциональную связь ребёнка с родителями, бабушками и другими близкими людьми, а также развить речь, пространственное мышление, воображение. Началось всё со скороговорок: участники занятий научились не только правильно произносить их, но и самостоятельно сочинили несколько. Так появились увлекательные истории о том, как кот Маркиз украл колбаску и исковеркал нашу сказку, как пёс бежал вприпрыжку на полянку в понедельник спозаранку и другие. Завершилось мероприятие выполнением творческого совместного задания – нарисовать свою дорожку с облаками по мотивам мультфильма «По дороге с облаками» с помощью разных материалов – фасоли, тыквенных семечек, морской соли, пластмассовых цветочков и камушек.
Как сделать так, чтобы ребёнок любил читать? Как раннее приобщение к чтению влияет на его развитие? С такими вопросами родители пришли на консультацию в Клуб семейного чтения. По мнению библиотекарей, в семье обязательно должен быть человек, который будет с пелёнок читать малышу добрые книжки. Польза от раннего чтения несомненна: оно развивает ребёнка эмоционально, духовно и эстетически, учит думать, концентрирует внимание, обогащает словарный запас, укрепляет память, расширяет знания, отвлекает от гаджетов, сближает родителей и детей. Совет эксперта – читать ребёнку не менее 20 минут в день интересные ребёнку книжки с яркими иллюстрациями. Это могут быть сказки, приключения, рассказы о животных. Также следует подавать ребёнку пример, самим читая книги и журналы. Отвечая на вопросы ребёнка, надо делать ссылку на прочитанное, чтобы показать, что книга – источник знаний. Если следовать этим минимальным советам, то чтение обязательно станет приятным времяпровождением!
Библиотекари представили родителям детей 2–5 лет обзор книг из серии «Мой детский сад», которые помогают пробудить способность и желание исследовать новое, закладывают фундамент будущего успешного обучения. Книги знакомят детей с явлениями окружающего мира, учат сравнивать свойства предметов. К примеру, в книге Ольги и Надежды Калининых «Учимся, играя» есть практические задания, с помощью которых ребёнок развивает внимание и память, мелкую моторику и пространственное мышление. Книга коллектива авторов «Начинаем читать» поможет ребёнку узнать и запомнить буквы русского алфавита, научиться читать слоги и слова, разовьёт внимание и логическое мышление. Благодаря книге «Буду грамотным» дети успешно учатся различать звуки на слух, чётко произносить и интонировать звуки, отличать твердые согласные от мягких и т.д.
Не были забыты и родители подростков. Специалист отдела фондов и обслуживания в ходе проведения обзора представила издания из серии «Просто о сложном», которые помогут понять мысли и язык взрослеющих детей, разобраться в их тайнах, проблемах, найти правильное решение в той или иной ситуации, возникающей в семье и в жизни подростка. Наталья Царенко в книге «Назло маме отморожу уши» рассказывает, как справиться с подростковым бунтом. Книга Александра Афанасьева «Мой малой» раскрывает секреты, как не потерять связь и контакт с сыном и дочерью, когда они вырастают. В книге Анны Левинской «Взрослею я и все мои друзья» можно найти подсказки, как преодолеть проблемы, возникающие перед подростками.
Мастер-класс «Бумажные фантазии» начался с чтения отрывков из книги Николая Назаркина «Тюльпан – цветок султанов и мельников». В ней рассказывается история тюльпана, которая началась 12 млн лет назад в горах Тянь-Шаня. Для торговцев в Нидерландах тюльпан стал мерой богатства и успеха: букеты в специальных вазах выставляли в окнах домов, чтобы прохожие смогли посчитать и определить уровень достатка его обитателей. а в современной России тюльпан стал символом наступления весны. Ведь никто не должен остаться на 8 Марта без букета тюльпанов!
Участникам мастер-класса – родителям с детьми было предложено самим изготовить тюльпан в технике оригами из разноцветной бумаги. Оригами будит воображение, заставляет логически мыслить, быть внимательным и сосредоточенным положительно влияет на мелкую моторику пальцев рук детей.
Полный зал собрался на встречу с писателем, этнографом и культурологом Ольгой Шадриной из города Норильск Красноярского края. Она пишет интересные и яркие книги о животных Арктики, является автором обучающей программы и серии книг «Читаю, думаю, решаю», серии «Невыдуманные истории про людей и животных», серии сказок «Наследие полярных кочевников». В настоящее время автор работает над четырехтомником «Арктика в числах и задачах». В Иркутске у неё вышла книга про то, как в Байкале появилась нерпа – единственное млекопитающее озера. Это сказка-гипотеза, как охарактеризовала своё произведение Ольга Шадрина. Писатель рассказала иркутским читателям, как появились задумки сказок о животных Крайнего Севера – белого медведя, овцебыка. северного оленя. Дети были активными участниками встречи, они примеряли имитации когтей и лап белого медведя в натуральную величину, и рассматривали его настоящие клыки. В конце встречи Ольга Шадрина подписала свои книги, которые есть в библиотеке, раздала автографы юным читателям и их родителям.
В коридоре и фойе библиотеки весь день была организована игротека, где детям представилась возможность провести время весело и с пользой. Здесь можно было поиграть в настольные игры, пообщаться, найти новых друзей и просто почитать книги. Для детей прошли занятия с интерактивной песочницей и интерактивным мультимедийным сенсорным столом.
Формат семейного выходного в библиотеке очень понравился читателям. Они просили повторять подобные мероприятия, чтобы семьи с детьми имели возможность провести время интересно и с пользой.