Эти и другие фотографии размещены в облаке по ссылке здесь
4–5 июня для специалистов муниципальных библиотек Иркутской области, работающих с детьми и подростками, прошла VII Областная школа краеведа «Наследие». Тема этого года – «Краеведение как источник развития познавательной активности детей и подростков».
В работе регионального профмероприятия приняли участие 82 специалиста из 13 муниципалитетов Иркутской области: из городов Ангарск, Иркутск, Нижнеудинск, Усть-Кут и из Аларского, Баяндаевского, Боханского, Иркутского, Нукутского, Осинского, Шелеховского, Эхирит-Булагатского и Черемховского районов.
Среди участников – краеведы, библиотекари, историки, издатели, писатели, художники, педагоги. Мероприятие включало выступления, мастер-классы, презентации, практикумы и профессиональные мастерские.
Организатором школы краеведа, проходящей с периодичностью один раз в два-три года, традиционно стала Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева при поддержке Министерства культуры Иркутской области.
Первый день обучения состоялся в Иркутске, на базе Иркутского областного Дома народного творчества, второй день – в поселке Усть-Ордынский, на базе Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова.
Школа краеведа осуществляет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, методическую и координационную деятельность по организации практической разноплановой краеведческой работы детских библиотек Иркутской области. Её направленность – привлечение подрастающего поколения к изучению родного края, совершенствование библиотечного обслуживания детей и подростков, их духовно-нравственного развития и патриотического воспитания, обеспечение доступа молодого поколения к современной краеведческой информации и знаниям в образовательных и культурных целях.
Открыла работу школы директор Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева Яна Гавриш, выступив с приветственным словом.
Начальник отдела взаимодействия с муниципальными образованиями и работы с учреждениями культуры министерства культуры Иркутской области Елена Вьюкова в своём выступлении подчеркнула: «История родного края – важнейшая составляющая патриотического воспитания юных жителей Иркутской области, а библиотеки помогают взращивать новые поколения краеведов и исследователей».
В работе школы краеведа приоритет отдавался мастер-классам и практикумам. Состоялось обсуждение актуальных проблем и идей краеведческой работы в библиотеках Приангарья, работающих с детьми, обмен лучшими практиками и опытом просветительской, поисковой, исследовательской и экскурсионной работы по краеведению.
Прошли презентации издательских, игровых, этнографических, выставочных, интерактивных проектов библиотек по сохранению культурного наследия региона. Были рассмотрены вопросы организации работы с юными читателями по пробуждению их интереса к истории родного края и национальной культуре, вопросы создания электронных краеведческих ресурсов, использования цифровых инструментов для продвижения новых услуг по краеведению и другое.
Как убеждён заведующий отделом краеведения Иркутской областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Иван Попов, «карательного» краеведения, когда «силой учат любить родину», быть не должно. Поэтому мероприятия для школьников библиотека старается делать увлекательными, говорить с ними на одном языке и с учётом особенности их восприятия информации. К примеру, применяется мультиформатность: участники проектов одновременно слушают рассказ экскурсовода, смотрят на объект и читают о нём информацию на сайте, перейдя по QR-коду, напечатанному на тематической открытке. Другая составляющая успеха: использовать яркие картинки, комиксы, маскоты (нарисованные персонажи-талисманы) как доступную форму передачи краеведческой информации.
Прицельная работа с подрастающим поколением и молодёжью началась в 2022 году, было реализовано несколько идей с помощью грантов и при поддержке благотворителей. Началось всё с «Историй в земле», когда краеведы библиотеки начали водить экскурсии по кладбищам: рассказывать об археологических памятниках, об известных людях, похороненных в Иркутске, а также о легендах и мифах. Потом добавились «История в воде» (по набережным города) и «История в камне» (архитектура).
Главный библиотекарь отдела краеведения Молчановки Софья Оборовец рассказала о проекте «Моё Свердловское предместье» по жизни и творчеству Ивана Молчанова-Сибирского. По каждой из 10 его книг были нарисованы комиксы, уместившиеся на одном плакате. Главная цель всех проектов, подчеркнул Иван Попов, это популяризация книг.
Главный библиотекарь отдела краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева Майя Тропина представила новую настольную игру – литературное краеведческое лото «Тайны сибирской тайги». В основу положены художественные произведения девяти писателей-натуралистов, профессиональных биологов, которые изучали природу Иркутской области. В игру могут играть дети, начиная с первого класса. Майя Тропина выразила готовность провести игру в других библиотеках, те могут сами заказать её для себя.
Мастер-класс «Как интересно рассказать о своём крае» провела главный редактор иркутского издательства «Алфавит» Елена Чечельницкая, автор детской энциклопедии «Иркутская область от А до Я», в которой собрана краеведческая информация. Во время мастер-класса библиотекари придумывали комиксы, сценарии для видеороликов, тексты и проч.
Розыск читателя объявила заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством ЦБС г. Иркутска Александра Немцева. Она вовлекла коллег в квест, который проводят иркутские библиотеки, продемонстрировав все преимущества квест-технологий в литературном краеведении.
Пространство для читающих семей, в которых воспитываются дети младшего школьного возраста, создано в библиотеке № 31 «Алые паруса». Особенностью проекта «Литературная гавань» стали живые встречи с иркутскими и не только детскими писателями, рассказала заместитель директора по работе с детьми и юношеством ЦБС г. Иркутска Юлия Кулешова. Сейчас среди детей проводится конкурс эссе и рисунков, которые будут использованы при создании настольной игры.
Как увлечь детей и подростков историей малой родины, продемонстрировала иркутский художник, преподаватель Марина Рюмшина. Она рассказала о просветительском проекте «Где я живу?», в ходе которого был создан краеведческий продукт по Заларинскому району: раскраска, сайт, обучающее видео и сувениры.
Шесть настольных игр было выпущено по проекту «Герои среди нас»: в них речь идёт о людях труда Иркутска и Кировска (ЛНР). Об этом рассказала заведующий информационно-досуговым центром – библиотека № 20 им. Е. Евтушенко Любовь Коренчук.
О том, как локальную историю Усолья-Сибирского отразили дети и подростки в видеоэкскурсиях, поделилась библиограф Центральной городской библиотеки ЦБС г. Усолья-Сибирского Валентина Попова.
5 июня, второй день проведения школы краеведа прошел в формате выездной тематической площадки на базе Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова, являющейся методическим и координационным центром по библиотечному обслуживанию населения для 126 общедоступных библиотек шести районов Усть-Ордынского Бурятского округа, в которых трудятся около 200 специалистов. Участников школы поприветствовали артисты Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы» и заместитель руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Андрей Дмитриев.
Директор Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова Наталья Спиридонова провела для участников школы экскурсию по новому зданию библиотеки, которая открылась в 2021 году. До этого библиотека более около 80 лет находилась в старом деревянном приспособленном помещении. В настоящее время в фондах учреждения – свыше 87 тысяч экземпляров документов, имеются редкие и ценные книги. Ежегодно библиотеку посещают более 6 тысяч человек всех возрастных категорий, начиная с дошкольников. С 2022 года библиотека является куратором по созданию модельных библиотек округа – участников нацпроекта «Культура».
Библиотека Хангалова является главным хранилищем Усть-Ордынского округа краеведческой и национальной литературы, что подтверждает ее статус национальной библиотеки. Учреждение ведет электронную базу данных (ЭБД) по бурятской культуре, создан архив периодической печати округа, ведется литературная карта писателей округа.
Также библиотека издаёт «Календарь знаменательных дат Усть-Ордынского округа», который играет ключевую роль в сохранении бурятской культуры. Кроме того, регулярно издаются библиографические, рекомендательные, научно-популярные указатели и пособия, вязанные с историей, экономикой, культурой, этнографией округа.
Библиотека активно вовлекает в свою работу волонтеров культуры, работает с общественной молодёжной организацией «Движение первых», различными учебными заведениями. Понимая важность проектной деятельности, в 2019 году при библиотеке была создана общественная некоммерческая организация – центр сохранения историко-культурного наследия «Булаг» («Родник») (ИРОО ЦСИКН «Булаг»).
Далее специалисты Национальной библиотеки представили участникам школы опыт своей разнообразной краеведческой работы. Библиотекарь сектора библиотечных инноваций и планирования Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова, по совместительству председатель ИРОО ЦСИКН «Булаг» Анастасия Манзаева рассказала о реализации нескольких краеведческих проектов библиотеки.
Так, в рамках проекта по созданию интерактивных образовательных этноплощадок для детей и подростков «Холонго» («Радуга»), получившего грантовую поддержку Губернского собрания общественности, было создано семь локаций (как семь цветов радуги), которые наглядно представляют национальную культуру бурят: костюм, жилище (юрту), кухню, ремесло (войлоковаляние), игру в лодыжки животных (шагай наадан), танец (ёхор) и охотничьи традиции (зэгэтэ-аба). В ходе реализации проекта проводились различные мастер-классы и творческие мастерские ведущих деятелей народного искусства округа по изготовлению юрты-оберега, настольной игры в кости «Шаган наадан», а также шитья бурятского народного костюма, искусству валяния из шерсти, народным бурятским танцам.
В 2021 году на базе Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М.Н. Хангалова стартовал проект «Сайн байна! Здравствуйте! Центр семейного общения на бурятском языке», реализуемый библиотекой в партнерстве с общественной организацией «Булаг» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
По проекту предполагалась организация общественного пространства, в котором были бы созданы комфортные условия для изучения бурятского языка целыми семьями – в процессе совместных игр, чтения, просмотра фильмов и мультфильмов, постановки спектаклей и прочих видов деятельности, моделирующих типичные ситуации семейного общения.
Центр укомплектован современной и комфортной мебелью, предназначенной для детских библиотек, также было закуплено оборудование: два компьютера-моноблока, проектор, флипчарт и другие технические средства, необходимые для проведения занятий и индивидуальной работы.
В 2024 г. ЦСИКН «Булаг» в партнерстве с администрацией Усть-Ордынского Бурятского округа и Усть-Ордынской Национальной библиотекой им. М.Н.Хангалова был реализован проект «Дружим сказками: семейная мультстудия» при поддержке Фонда президентских грантов, который дал возможность семьям Усть-Ордынского Бурятского округа приобщиться к миру мультипликации абсолютно бесплатно!
В студии дети и родители познакомились с основами режиссуры, монтажа. Каждая семья проходила обучение разным технологиям мультипликации: кукольная, песочная, коллажная, предметная анимация, бумажная перекладка и др. Помимо этого мультстудия «Дружим сказками» позволила родителям и детям не только улучшить взаимопонимание, но и дала возможность лучше понять традиции, обычаи и характер разных национальностей, проживающих на территории округа. Всего создано шесть мультфильмов по народным сказкам.
Завотделом по работе с детьми Усть-Ордынской Национальной библиотеки им. М. Н. Хангалова Алефтина Комарова поделилась с участниками Школы опытом реализации издательских проектов с участием детей. Библиотека издаёт тематические сборники по результатам конкурсов детского творчества «Как побеждали наши деды», «История моей семьи в истории комсомола» и «Сказки и легенды писателя М.Н. Хангалова» с иллюстрациями детей. Ряд познавательных изданий библиотеки для детей продиктован читательским спросом. Так появились сборники о народных бурятских праздниках «Детям о Сур-Харбане», «Детям о Сагалгаане», тематический сборник лучших стихов о маме «Мамин день», брошюра «85 интересных фактов об Усть-Ордынском Бурятском округе для детей» и др. Библиотека также издаёт детские журналы-раскраски «Золушка», «Артем», а также журнал «Маленькие звёздочки» с рисунками и заметками детей-участников «Студии эстетических наук».
Завотделом краеведения ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева Елена Шульгина поделилась с коллегами опытом реализации литературно-фольклорной программы «К мудрости ступенька», целью которой является приобщение детей 6–10 лет к истокам культуры народов Сибири. Приобщение детей к народным сказкам, знакомящими с культурой, традициями как коренных народов Сибири – бурят, эвенков, тофов, так и с русскими сказками происходит в формате проведения литературно-театрализованных представлений с участием библиотечного кукольного театра «Нерпунок», игровой и творческой деятельностью с детьми.
Заведующий Центральной детской библиотекой Межпоседенческой центральной библиотеки Аларского района им. А. В. Вампилова Валентина Раднаева рассказала об опыте реализации проекта «3D-Лаб: лаборатория архитекторов будущего». Проект нацелен на обретение знаний и развитие умений в области 3D-технологий у детей и подростков Аларского района и на сохранение ювелирных традиций бурятского народа. В рамках проекта на базе библиотеки Вампилова организовано инновационное пространство, где ребята сами создают национальные бурятские украшения. Всего в рамках проекта проведено около 200 мастер-классов для 50 ребят.
О создании Центра бурятского языка и культуры «Хамта наадая. Играем вместе» рассказала завотделом по работе с детьми Межпоселенческой центральной библиотеки Нукутского района Тамара Атутова. Предполагается, что это будет открытое образовательное и игровое пространство, посещать которое приглашаются дети младшего школьного возраста и подростки. Ресурсы центра – книги на бурятском языке, мультфильмы, развивающие занятия и национальные игры – дадут возможность детям изучать язык в процессе чтения, просмотра фильмов и мультфильмов, игр, рисования. постановки кукольных спектаклей.
О том, как библиотека помогает детям познакомиться с культурой, традициями и обычаями бурят рассказала ведущий библиотекарь детского отдела Межпоселенческой библиотеки им. В. К. Петонова Осинского района Раиса Унешкина. При библиотеке уже несколько лет действует творческое объединение «Амар сайн! («Здравствуйте»), где происходит знакомство детей с бурятским языком, культурой бурятского народа. Занятия по бурятскому языку проходят два раза в неделю, ведёт которые методист по работе с детьми библиотеки, учитель бурятского языка по профессии. В библиотеке также работает кружок настольной бурятской игры в кости «Шагай наадан».
Основная задача работы кружка: развитие интереса к традиционной народной бурятской игре в кости, ставшей одним из обязательных соревнований народного праздника бурятской культуры «Сур-Харбан», приобщение к национальной культуре, развитие математического мышления, умение взаимодействовать в группе, а также сбор бараньих лодыжек как элемента настольной игры.
С 2016 года в библиотеке организован кукольный театр для детей на бурятском языке «В гостях у весёлой Сэсэгмы». Постановки привлекают большое количество юных зрителей района. Особым успехом пользуются инсценировки сказки на бурятском языке: «Бабушка разговаривает с внучкой» по рассказу В. К. Петонова, «Как собака друга обрела» в обработке А. И. Шадаева.
Заинтересовали специалистов библиотек области краеведческие настольные игры «Бизнесмен Черемховского района», «Приключения Черемушки», представленные библиотекарем Лоховской сельской библиотеки Черемховского района Диной Колесниковой. Игры интересны тем, что в них может играть любой желающий без дополнительной подготовки. Играя, дети осваивают азы экономики, муниципального устройства, учатся анализировать ситуацию, выбирать стратегию ведения бизнеса, заключать сделки и планировать будущее развитие своего капитала. Дети, играя в подобные настольные игры, получают полезные знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Завотделом по работе с детьми Межпоселенческой центральной библиотеки Баяндаевского района Энгельсина Буинова поделилась с участниками школы опытом реализации краеведческого проекта «Любовь к Родине». Проект направлен на решение задач краеведческого просвещения, вовлечения подрастающего поколения в процесс познания истории, культуры Баяндаевского района. Концепция проекта основана на создании интерактивной карты района, содержащей культурно-исторические объекты, памятники боевой и трудовой славы, культурные и природные достопримечательности района, истории об известных людях, рассказы об исторических событиях. Интерактивная карта размещена на сайте библиотеки. Эти сведения ребята находили в базе данных местной печати «Электронная память Баяндаевского района» (где собраны оцифрованные газетные статьи за несколько десятилетий), привозили из исследовательских поездок и экскурсий по району, собирали исторические сведения у старожилов. В рамках проекта дети участвовали в районных краеведческих чтениях «Моя семья в истории Баяндаевского района», в районной квест-игре «#Краевед87#МалаяРодина#Баяндай».
Завотделом обслуживания читателей 10–15 лет ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева Валентина Богомолова представила презентацию о практических инструментах на основе цифровых онлайн-сервисов, необходимых для успешного внедрения краеведческого материала в работу библиотеки. Основная цель презентации – продемонстрировать то, как современные технологии могут помочь библиотекарям в более эффективном продвижении краеведческого материала для детей.
Немаловажным аспектом является наглядное представление информации. Инструменты, такие как Canva и Prezi, можно использовать для создания интерактивных презентаций и инфографики, которая позволит ярче и доступнее представить краеведческий контент. Онлайн-платформы, такие как «Удоба» и «LearningApps», могут служить площадками для распространения информации о краеведческих мероприятиях: выставки, лекции, экскурсии, проведение конкурсов.
Интеллектуальную настольную игру «Литературное погружение 5.0», посвященную жизни и творчеству иркутских писателей, представила участникам школы её автор – главный библиотекарь ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева Ольга Шикина. Игра состоит из пяти этапов, где ребята угадывают названия произведений по обложкам книг, сгенерированных нейросетями, вспоминают значения редких слов из произведений писателей, а также соотносят, какое произведение принадлежит автору, и многое другое. Игра рассчитана на школьников от 10 лет. Организаторы школы краеведа решили провести игровой тренинг. Участники, разделившись на 5 команд, проверили свои знания произведений и биографий известных литераторов Приангарья. В конце игры специалисты библиотек подчеркнули, что подобные формы активности способствуют популяризации местного культурного наследия, позволяют подрастающему поколению лучше познакомиться с творчеством своих земляков, развивают интерес к литературе родного края и формируют чувство гордости за культурные достижения региона.
Работа областного профмероприятия прошла успешно и плодотворно. Все участники высоко оценили организацию и содержательную часть мероприятия. Специалисты подчеркнули значимость подобных встреч, отметив, что они способствуют стимулированию профессионального роста и развития.
По завершению работы школы участники посетили Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа», где директор музея Афталина Гармаевна Арзаева провела экскурсию по уникальной экспозиции музея «По следам предков: буряты и их культура».



















































































