Для учащихся 4-5 классов 5-й коррекционной школы города Иркутска в отделе краеведения и библиографии прошёл литературно-этнографический час «Де́ды Морозы, встаньте в круг!» На мероприятии школьники узнали много нового и интересного о новогодних традициях народов Сибири и Севера.
Специалист библиотеки, сопровождая свой рассказ красочными слайдами, рассказала детям, что коренные народы Сибири отмечают праздник Новый год не только 31 декабря, но и придерживаясь своих национальных обычаев и дат.
Так, например, буряты отмечают Сагаалган – праздник белого месяца в феврале, а в древности его отмечали осенью. Это праздник почитания старших, символ обновления природы и человека, открытости, чистоты помыслов и добрых ожиданий. Юные иркутяне узнали, что в давние времена буряты-охотники в новогодние дни в праздничной одежде обязательно ехали в лес, в гости к хозяину леса, и всю ночь у костра рассказывали сказки, чтобы лесной дух их слышал и помогал им в течение следующего года.
По буддийским верованиям Дед Мороз – Сагаан Убген, что означает Белый Старец. Его почитают на земле более двух тысяч лет как покровителя семейного благополучия, долголетия, счастья, плодородия и повелителя диких зверей.
Эве́нки же называют свой новый год Икэнипкэ, что в переводе означает «песня кукушки». Отмечают его в начале лета, когда первый раз закукует кукушка – одна из священных для эвенков птиц. По традиции встреча Нового года у эвенков начинается с обряда очищения «Чичипкан»: все проходят через расколотый вдоль и закреплённый распорками ствол лиственницы. Этот небольшой лаз называется «небесные ворота». Проходя через них, таёжные жители просили у добрых духов здоровья, здоровых детей, преумножения оленьего стада. Сохраняя древние традиции своего народа, современные эвенки повторяют обряд, а еще в Новый год устраивают спортивные состязания с богатым угощением, и даже сватовство. По-эвенкийски Дед Мороз – Амаки Инин, и приходит он к детям так же зимой. Однако обряды, игры, танцы и соревнования, проводимые им на празднике, носят национальный характер.
А вот яку́ты отмечают свой Новый год весной. В праздничный день полагается гасить в очаге «старый» огонь и разводить «новый», а также подносить подарки хозяину тайги, хозяину озера, реки, хозяину горы, если жилище у её подножия. К тому же у якутов два Деда Мороза — Эхээ Дыыл и Чисхаан. Чисхаан – воплощение якутского мифического Быка Зимы, этот Дед Мороз – хранитель холода, его резиденция находится в Оймяконе. Про якутского Эхээ Дыыла существует сказка, которую написал профессор Гавриил Спиридонович Угаров, и вот уже много лет он же исполняет эту роль.
Слушая увлекательный рассказ, иркутские школьники порадовались, что ненецкого Деда Мороза – Ямала Ири придумали сами ненецкие дети. Он самый современный из Де́дов Морозов, так как легко управляет не только оленьей упряжкой, но и снегоходом.
Чтобы подробнее узнать о традициях и любимом празднике, библиотекари предложили учащимся ознакомиться с выставкой книг под нарядной ёлочкой. Закончилась предновогодняя праздничная встреча исполнением весёлых новогодних песен, которые ребята специально подготовили, чтобы поздравить сотрудников библиотеки.