В 2019 году Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева в шестой раз инициировала проведение областной информационной акции единого действия «Защитим детей вместе», посвященной Международному дню детского телефона доверия. 16–17 мая года участники акции проводили мероприятия по популяризации детского телефона доверия, организовывали работу книжно-журнальных выставок, информационных стендов, проводили широкую рекламную кампанию акции в учреждениях, СМИ.
Целью акции является активизация работы библиотек по информированию детей и подростков, их родителей, опекунов, усыновителей о возможности получения помощи по телефону, привлечь внимание и популяризировать Детский телефон доверия. Задачами акции является:
- улучшение качества консультативной, информационной и просветительской работы библиотек по защите прав детей;
- массовое информирование детей и подростков, их родителей, опекунов, усыновителей о возможности получения психологической и правовой помощи по телефону;
- привлечение внимания к детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- выявление и профилактика детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с детьми.
В акции участвовало 194 библиотеки из 27 муниципальных образований Иркутской области: городов Братск, Ангарск, Зима, Иркутск, Саянск, Тайшет, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Черемхово, а также из Аларского, Братского, Жигаловского, Зиминского, Казачинско-Ленского, Качугского, Куйтунского, Мамско-Чуйского, Нижнеудинского, Нукутского, Осинского, Тайшетского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Черемховского, Чунского районов.
В акции принял участие 5161 человек: это воспитанники детских садов, учащиеся школ, родители. Партнерами в проведении акции выступали психологические, кризисные центры, образовательные учреждения, правоохранительные органы, отделы социальной защиты населения и другие. В подготовке к проведению акции были использованы методические рекомендации, материалы, буклеты, подготовленные Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева.
Библиотека семейного чтения № 8 г. Братска провела час общения «Говорим телефону доверия «Да!» для семиклассников школы № 34, в ходе которого вместе с библиотекарем раскрыли понятия «доверие» и «сочувствие», поделились опытом, как они справляются со своими проблемами, к кому обращаются за помощью. Ответили на вопросы: «для чего необходим телефон доверия?», «какие специалисты работают в службе экстренной помощи?». Определили темы, по которым можно обращаться по телефону доверия: если есть вредные привычки, боишься родителей и т. п. Ребята узнали историю появления первого телефона доверия и принципы работы анонимной психологической службы. Сыграли в игры: «Принятие решения» (выбирали ситуации, которые требуют обращения в службу доверия); «Эмпатия» (на карточках были написаны различные состояния человека, и за минуту детям необходимо было изобразить это состояние так, чтобы остальные ребята в классе могли угадать, что написано на карточке); «Ассоциация» (учащиеся называли определения, которые возникали у них при фразе «Телефон доверия»).
В библиотеке семейного чтения № 13 им. И. Наймушина г. Братска состоялся информационный час «Нужна помощь – звони». Учащиеся 5-го класса школы № 45 узнали об истории появления детского телефона доверия, кто отвечает на звонки, с какими проблемами чаще всего обращаются дети и подростки; отвечали на вопросы: кому ты больше всего доверяешь? что волнует тебя? к кому бы ты обратился, если тебе плохо? Сыграли в игру «Позвони»: ребята «попадали» в разные ситуации и выбирали проблемы, которые требуют звонка по телефону доверия 8-800-2000-122. В завершение информационного часа ребята самостоятельно сделали вывод, что в любой сложной ситуации можно разобраться и найти выход.
Игра-путешествие «Островок доверия» была проведена для третьеклассников в Новоленинской сельской библиотеке Нукутского района. Основной задачей было рассказать детям о детском телефоне доверия как о виде психологической помощи и продемонстрировать это в игровой форме. Были подготовлены задания, направленные не столько на умение справляться со сложными ситуациями, сколько на умение находить общий язык с окружающими, с одноклассниками, преодолевать стеснительность.
Беседа-игра «Телефон – твой верный друг» была проведена сотрудниками детского отделения центральной городской библиотеки г. Тайшета с участием учеников 2-го класса МКОУ «СОШ № 85 им. Н. Д. Пахотищева». На мероприятие заглянул и Фунтик — поросёнок, главный герой мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика». Он пожаловался на жадную владелицу магазина игрушек «Слеза ребёнка», госпожу Белладонну, которая обижает его, заставляет для неё выманивать деньги у прохожих, а когда он сбежал от неё, она начала безжалостно преследовать Фунтика. Библиотекари продемонстрировали слайд-презентацию «Детский телефон доверия», рассказали детям и Фунтику о Телефоне доверия, для чего он предназначен и как работает. Обсудили, чем телефон доверия может помочь детям, узнали о том, что обозначает логотип Телефона доверия. Кроме этого, ребята вспоминали сказочных героев, которым смог бы помочь телефон доверия, рисовали картинки на тему «Дружба». Во время мероприятия ребята посмотрели видеоролик «Телефон доверия», библиотекари провели игру «Волшебные слова». Каждый ребёнок, передавая панамку Фунтика, должен был сказать добрые слова или пожелания. В заключение беседы ребята получили памятки с номером службы, по которому можно бесплатно и анонимно обратиться за помощью на детский телефон доверия и буклет «Телефон доверия – твой верный друг».
В библиотеке № 4 ЦБС г. Ангарска 17 мая состоялось информационно-профилактическое мероприятие «Пункт приёма детских страхов», посвящённое Дню детского телефона доверия. Детям рассказали о работе социальной службы, дающей возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку. Все вместе разработали множество вопросов, с которыми очень сложно разобраться без посторонней помощи не только детям, но и их родителям. Посмотрели мультфильм про комнату страха, который очень повеселил, а также ролик про пункт приёма детских страхов.
В начале мая в социальной сети «ВКонтакте» в группе Центральной детской библиотеки г. Саянска библиотекари опубликовали интернет-опрос «Телефон доверия глазами детей», в котором участники группы ответили на вопросы о детском телефоне доверия, что позволило определить степень информированности подростков об этой службе помощи детям. В ходе анализа опроса выяснилось, что 81 % респондентов знают о детском телефоне доверия. На вопрос о необходимости такой экстренной службы не только для детей, но и для взрослых положительно ответили 89%. Интересно распределились ответы на вопрос: в какой ситуации вы бы позвонили по телефону доверия? Большинство респондентов – 44 % выбрали вариант ответа «в случае угроз и преследования подростков старше», 27 % позвонили бы по телефону доверия в случае, если бы не отвечал взаимностью человек, который нравится, причину обращения по телефону доверия в случае конфликта с родителями указали 22 % опрошенных, 16 % выбрали вариант : «когда не хочется никого видеть и ни с кем общаться», по 11 % респондентов выбрали конфликтные ситуации с учителем, одноклассниками, желание избавиться от табачной, игровой или наркотической зависимости. На вопрос о том, как поступить, если друг попал в беду, но просил не рассказывать об этом никому, 46% опрошенных ответили, что нарушат обещание и расскажут взрослым или друзьям, 40% – обратятся за помощью по телефону доверия, 14% – ничего не предпримут. В целом интернет-опрос показал, что подростки знают или слышали о службе детского телефона доверия.
В рамках VI областной акции единого действия Центральная детская библиотека г. Иркутска провела практическое занятие для своих читателей с Черентаевой Еленой Николаевной, руководителем отделения «Службы экстренной психологической помощи по телефону». Важная информация легко воспринималась младшими школьниками, так как часто подавалась в форме игры, а для закрепления материала ребятам раздали тематические буклеты. С детьми провели наглядно-показательную игру: два развернутых друг от друга стула, два собеседника, находящихся на разных концах телефонного провода, пытаются решить совместную проблему. Но при возникновении такой ситуации, подросток понимает, как сложно оказаться на месте психолога и как непросто рассказать о проблеме, с которой ты обратился. Важно не бояться поделиться проблемой, не отмалчиваться и ни в коем случае не терпеть насилия.
Как отмечают сотрудники библиотек Нижнеудинского района, с каждым годом всё чаще на мероприятиях в библиотеках дети звонят на номер детского телефона доверия и задают волнующие их вопросы. Из этого следует, что в трудной жизненной ситуации они знают, куда обратиться. К сожалению, в некоторых сёлах мероприятия этой акции вызывают недовольство родителей. Они считают такую информацию лишней для детей, следовательно, требуется проведение большего количества мероприятий для родителей, разъясняющих цели проведения данной акции.
Благодарим всех коллег за участие и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
***
Дорогие друзья!
Присоединяйтесь к группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/readiodb
Информационный краеведческий ресурс библиотеки – «Писатели Приангарья – детям»: detstvo.irkutsk.ru
В библиотеке прошла информационная акция «Защитим детей вместе»